?

Log in

No account? Create an account
Гостиная Элеоноры Д.
 
[Most Recent Entries] [Calendar View] [Friends]

Below are 20 journal entries, after skipping by the 20 most recent ones recorded in Eleonore's LiveJournal:

[ << Previous 20 -- Next 20 >> ]
Monday, July 11th, 2016
9:40 pm
...и снова - ebay!
На сей раз на ebay - продавец из Германии, он предлагает миниатюру, выполненную гуашью

k1u067
(рамка 17,5x14,7 см, сам портрет 10,5x7,7 см)

- утверждает, что это портрет Робеспьера, исполненный в 1800! - можете посмотреть в большем размереCollapse )

Ну что ж! Определенное сходство имеется, и мне даже видится здесь некоторая отсылка к пастели работы БозаCollapse )

- и уже минимум два покупателя за эту гуашь торгуются!

Что могу сказать! портрет гораздо более правдоподобный, чем то, что предлагают из Англии!Collapse )

Thursday, June 23rd, 2016
12:04 am
Интересная статья о Робеспьере-адвокате!
Собственно, начать надо с того, что выпуск "Французского Ежегодника" за 2015 год целиком посвящен Великой Французской революции!

Среди опубликованных в нем статей мое внимание, естественно, привлекла прежде всего статья Эрве Лёверса
"От защиты «обездоленных» к защите «народа». Путь адвоката Робеспьера". Автор - один из редакторов журнала Annales historiques de la Révolution Française, опубликовал в позапрошлом году новую научную биографию Максимилиана Робеспьера, в которой гораздо более внимания, чем обычно, уделено дореволюционному периоду его жизни, в особенности 80-м годам, его адвокатской практике, участию в работе Академии Арраса и пр.

Переведенная на русский статья как раз и посвящена этому периоду. Эрве Лёверс представляет читателю профессиональную адвокатскую деятельность Робеспьера в контексте и в неразрывном единстве с его общественной деятельностью, - и поскольку автор попутно знакомит читателя с некоторыми специфическими чертами судебной практики Франции конца Старого порядка, его герой предстает перед русским читателям в совершенно неизвестных дотоле качествах.

Те, кого заинтересовала эта статья, могут познакомиться с ней в Электронном научно-образовательном журнале "История", где в №1 за 2016 год размещены материалы "Французского Ежегодника". - Подписка на этот журнал платная, но зарегистрировавшись на его сайте, вы получаете право скачать пять статей бесплатно!

С сожалением замечу, однако, что перевод статьи оставляет желать лучшего - вследствие, полагаю, главным образом того, что переводчик "не в теме" и реалий Старого порядка в целом, и биографии Робеспьера в частности.
Впрочем, это мое личное мнение.
Saturday, May 7th, 2016
3:30 pm
Робеспьер о войне. И о "вооруженных миссионерах"...

Всякий раз, когда средства массовой информации сообщают об очередном вмешательстве могущественной сверхдержавы во внутренние дела других стран, вмешательстве, которое обосновывается "борьбой за демократические ценности" против политических режимов, которые именуются при этом "тоталитарными", "диктаторскими", - мне вспоминаются слова Максимилиана Робеспьера про то, что "вооруженных миссионеров никто не любит". Произнесены они были с трибуны Якобинского клуба 2 января 1792 г., в разгар ожесточенной полемики с жирондистами, агитировавшими с начала осени за то чтобы начать "освободительный крестовый поход" против всех тиранов Европы. Четыре большие речи были произнесены Робеспьером в ходе этой полемики, 18 декабря 1791, 2, 11 и 25 января 1792 гг., и его предостережения оказались во многом пророческими.


Предлагаю вашему вниманию фрагменты из этих речейCollapse )
12:39 pm
6 мая! Максимилиан

Robespierre_par_Delaplace

Полагаю, мне удалось достаточно убедительно продемонстрировать, что этот превосходный рисунок - портрет Робеспьера, выполненный Жаком Делапласом в 1790 году...



Терракотовый бюст работы Клода-Андре Десеня, выполненный весной 1792, я показывала неоднократно, но вот в этом необычном ракурсе специально сфотографировала его в Визиле позапрошлым летом

chambre de Robespierre

Эта цветная версия известного рисунка была опубликована в 2008 году в книге
Cinquante portraites de Robespierre: peintures, sculptures, gravures, medaillons avec notices / Les Amis de Robespierre (A.R.B.R.). Arras: Les Amis de Robespierre, 2008 - как-нибудь познакомлю вас с интереснейшими изысканиями Антони Паскаля относительно дома Дюпле и комнаты Робеспьера...
Tuesday, January 12th, 2016
4:25 pm
...прогулка по Блеранкуру...
В первых числах января в дайри-сообществе Vive Liberta появилось вот такое сообщение:

03.01.2016 в 20:58
Пишет Кибальчиш:

...между тем все шла да шла, и на терем набрела...


Что, дальше? ))) Последовательность произвольная. Это office de tourism Блеранкура придумал такой заочный тур по городку.Collapse )

URL записи

В общей сложности одиннадцать коротеньких видео-сюжетов, скорее любительского качества - во всяком случае, в том виде как они выложены на ю-тубе еще 21 декабря 2010 года, т.е., еще до пожара в доме Сен-Жюста, - но общее впечатление от тихого Пикардийского городка и его достопримечательностях составить вполне возможно!

Спасибо, граждане!
Monday, January 4th, 2016
9:47 pm
Робеспьер без маски: Monde diplomatique, № 740, novembre, 2015

Предуведомление: появление этого материала в солидном и авторитетном ежемесячнике Monde diplomatique, адресованном достаточно широкому кругу образованных читателей, представляется мне симптоматичным! Именно поэтому я решила перевести статью для читателей моей Гостиной, снабдив авторский текст кое-какими собственными комментариями.
Репостинг с обязательной ссылкой на источник:

Карвен М. Робеспьер без маски // Monde diplomatique. 2015. № 740. Р. 3. URL: http://eleonored.livejournal.com/58970.html

РОБЕСПЬЕР  БЕЗ  МАСКИ


Robespierre sans masque
Par Maxime Carvin
Monde diplomatique. № 740, novembre, 2015. P. 3.


Начальная фаза Французской революции, приведшая к свержению абсолютизма, воспринимается в обществе единодушно (ну или почти!): разве не воплощает она в себе самый дух Просвещения? В отношении дальнейшего – мнения яростно разделяются. В частности, это относится к Робеспьеру, соединившему, по мнению некоторых, все пороки антидемократизма – популизм и экстремизм. А отсюда – настороженное отношение к любым радикальным проектам.


Максим Карвен*


В декабре 2013 некая лаборатория объявила, что восстановила на основании посмертной маски «подлинное лицо» Максимилиана де Робеспьера. Историки, удивленные тем, сколь мало полученный результат походит на портреты той эпохи, высказали серьезные сомнения[1]. Это не помешало средствам массовой информации почтить портрет своим вниманиемCollapse )

Робеспьер повторял, что не существует ни демократии, ни свободы без равенства. Он утверждал, что политика это не профессия, требовал, чтобы было ограниченно совмещение магистратур и чтобы был усилен контроль над представителями. Он полагал, что «право собственности не может никогда вступать в противоречие с правом людей на существование», и не признавал, чтобы частные интересы могли бы возвыситься над интересом общественным. Тем, кто желал ответить на бунты законом о военном положении, он возражал, что следует «добраться до самых корней зла» и «выяснить, почему народ умирает с голоду». Жирондистам, горевшим желанием объявить войну всем государям Европы, он напоминал, что свобода не может быть экспортирована «вооруженными миссионерами».


Разумеется, дело не в том, чтобы, – как говорил Матьез еще столетие назад – «возжечь свечи в честь» идола Робеспьера, или чтобы считать его «всегда и во всем правым». Но кто станет утверждать, что такому человеку больше нечего нам сказать?


ПримечанияCollapse )
Tuesday, August 25th, 2015
8:05 pm
25 августа. Рисунок Лакоши - или старинный медальон...
Этот железный чеканный медальон (fer, frappé) я встретила на Joconde достаточно давно

m015509_0004408_p

Согласно информации Музея фаянса г. Невер автором этого медальона является гравёр Жан Бертран Андриё (ANDRIEUX Jean Bertrand, Bordeaux, 1761 ; ?, 1822), и датируется работа последней четвертью XVIII в. (4e quart 18e siècle)
В нижней части медальона - невидимая на фото курьезная надпись курсивом: ARRIVEE DU ROI A PARIS

Мне этот медальон напомнил одну гравюру середины XIX в.Collapse )
Между прочим, г. Невер, в музее которого хранится этот медальон, - столица провинции Ниверне (и главный город департамента Ньевр), а именно в этой провинции находится городок под названием Десиз...
И еще - на Галлике, среди портретов артистов, оказался единственный (в этом оцифрованном собрании!) пейзажный рисунок Лакоши:

N7741168_JPEG_1_1DM
(кликабельно)

Узнаёте?! - Château de Coucy...
Wednesday, August 12th, 2015
11:28 pm
...знакомый профиль...
Рассматривая портретные гравюры выполненные по рисункам Франсуа Бонвиля, я обратила внимание, что сами его рисунки далеко не всегда являются оригинальными, не всегда выполнены с натуры, и что целый ряд этих изображений имеет прототипами более ранние гравюры, выполненные по рисункам Жана Урбена Герена, в частности – портрет Максимилиана Робеспьера.

03_T0000001_full_

Внимательное изучение профильных портретов Робеспьера (в основном – тех, что были собраны Ипполитом Бюффенуаром, а также тех, что представлены на Галлике) подтвердило давнее поверхностное наблюдение, что большая часть этих гравюр имеет некий общий прототип, и это натолкнуло меня на мысль попытаться собрать здесь профильные изображения Робеспьера, выполненные с натурыCollapse )
Wednesday, July 29th, 2015
3:02 am
Tuesday, July 14th, 2015
1:43 am
14 июля! Площадь Республики

republique_

Ровно 135 лет назад, 14 июля 1880 года, когда Французская Республика впервые отмечала эту дату как главный национальный праздник, связанный одновременно с двумя знаковыми событиями в истории страны, взятием Бастилии 14 июля 1789 и Праздником Федерации, днем единения французской нации 14 июля 1790, - на Площади Республики в Париже был открыт этот колоссальный монумент. Решение о его создании было принято Национальным собранием годом ранее; работу над монументом поручили архитектору Шарлю Морису и его брату скульптору Леопольду Морису.
Когда-то я показывала два барельефа с историческими сценами, украшающие постамент памятника; сегодня же хочу показать все двенадцатьCollapse )
Monday, July 13th, 2015
3:07 pm
...об одном интересном портрете - и о том, как работал Франсуа Бонвиль...
Этот портрет попал мне на глаза каким-то совершенно невероятным образом по ходу обсуждения вестиментарных привычек некоторых граждан - в связи с загадками портретов и автопортретов Дюкрё



- Невероятным, потому что повторить путь поиска, еще раз выйти через поисковую систему на страницу сайта японского университета, где этот портрет был в 2009 году представлен на выставке, мне больше не удалось...

Портрет определённо в близком родстве с известной гравюрой Бонвиля - но о работе самого Бонвиля поговорим особо!Collapse )

И вот в контексте всего этого невольно возникает вопрос, а что если напоминающая карандашный рисунок литография, которую я поместила в начале, никакой не XIX век, что если именно она и является тем самым прототипом? - Мне очень трудно представить, чтобы на основе жесткой Бонвилевской гравюры мог быть создан столь мягкий портрет, который с каждым днем мне представляется все более "правильным", и который, к тому же, замечательно коррелирует с другими прижизненными портретами Сен-Жюста



...вот я его "отразила" и поставила в ряд с малоизвестным рисунком Перрена и с портретом работы ГрёзаCollapse )



...вот - поставила рядом с портретом работы Адель Романе, именуемой Романи (который ранее приписывался Давиду)

4_StJ_4

...вот - в ряду с еще тремя портретами - не столь уже впечатляюще, но один из портретов тоже редко встречаетсяCollapse )
Sunday, May 31st, 2015
8:48 pm
Парижская Коммуна 1871: Пер-Лашез и музей в Сен-Дени
Париж. Монумент Коммуны на кладбище Пер-Лашез.
Последние коммунары расстреляны были здесь...


Когда-то в Советском Союзе одним из праздников, одной из памятных дат, был День Парижской Коммуны: он отмечался 18 марта, в день рождения Коммуны... - Однако французские левые традиционно отмечают дни памяти Коммуны, памяти кровавой майской недели 21-28 мая...Collapse )

...А до знаменитого барельефа я прошлогодним летом таки добралась - пасмурным Парижским утром в день отъезд...
Он находится возле внешней стены кладбища

IMG_5651

Монумент, при создании которого действительно были использованы камни из стены, у которой расстреливали последних коммунаров, оказался сравнительно небольшого размера. Подойти к нему можно, если, выйдя из метро Père-Lachaise, повернуть вдоль внешней стены влево от ворот кладбища, - или, если идти со стороны Gambetta, то вправо через сквер, существенно дальше...

А еще - давно уже собираюсь показать большую серию фотографий из музейной экспозиции в Сен-Дени: там, в Музее искусств и истории, располагающемся в помещениях бывшего кармелитского монастыря, постоянная экспозиция, посвященная осаде Парижа и Коммуне 1871 года, занимает сравнительно небольшое пространство самого верхнего этажа...

Мое знакомство с экспозицией началось вот с этого зала

sale7

Далее - только фотографии - музейных экспонатов и табличек к ним, если они есть - и почти без комментариевCollapse )
Monday, May 18th, 2015
10:11 am
Доминик Виван Денон: портреты
Доминик Виван Денон, дипломат и литератор, художник и гравёр, первый директор Лувра и сам страстный коллекционер, по-настоящему стал привлекать мое внимание несколько лет назад, когда mlle_anais показала весьма любопытный рисунок, найденный на сайте аукциона Кристи:


(сейчас на самой аукционной страничке изображение отсутствует, но ссылка на его увеличение - работает)

Интересен не только рисунок сам по себе, но и та информация, которая его сопровождает.
Вот - описание аукционного лота:
Portrait d'un jeune homme de profil vers la gauche (recto); Portrait d'un vieil homme en buste de profil et esquisse d'un personnage assis (verso)
avec inscriptions 'David' (recto) et 'Ce croquis de Maximilien Robespierre a été fait à la prison de la force [...] par louis david [...]. Louis David donna ce croqui à la Duchesse de Tourzel [...]' (sur une étiquette au dos du montage)
pierre noire, estompe, filigrane cercle surmonté d'une couronne
14 x 9,1 cm.

- то есть, на продажу были выставлены рисунки Виван-Денона, но при этом на прикреплённой этикетке сообщалось, что "этот набросок Робеспьера был сделан Луи Давидом в тюрьме Ла Форс" и что "Луи Давид подарил этот набросок герцогине де Турзель"...
Если вспомнить, что со времени своего возвращения во Францию в 1793 Денон работал с Давидом в качестве гравёра (благодаря Давиду, поручившему Денону гравировку эскизов к "Клятве в Зале для игры в мяч", с последнего было снято обвинение в эмиграции) и копировал многие его рисунки, оказывается понятной возможность такой двойной атрибуции этого рисунка...

Лист напоминает серию нарисованных Деноном портретов деятелей революцииCollapse )
Соответственно - рисунок, с которого я начала, может оказаться как литографией Виван Денона по сделанному по памяти рисунку Давида (Давид был заключён в тюрьму сразу после Термидора), - так и зарисовкой самого Виван Денона... - и единственное, что почти не вызывает сомнений - это что изображён именно Робеспьер... (хотя изготовитель постеров и анонсирует всего лишь "Portrait D'un Jeune Homme De Profil Vers La Gauche")

Существует, между прочим, еще один небезынтересный рисунок, также приписываемый Давиду, - и также, если выполнен действительно им, мог быть сделан только по памяти, точнее, по памяти и рассказам очевидцев:

ma_1059_6crop
Максимилиан Робеспьер в день своей казни
Этот рисунок также нашла mlle Anais - на сайте The Morgan Library & Museum, куда он попал из коллекции Викторьена Сарду, известного в конце XIX века драматурга, автора, в частности, драмы под названием "Робеспьер", в английской постановке которой блистал сэр Генри Ирвинг, для которого пьеса и была написана (на основе этой пьесы Анж Гальдемар написал одноименный роман).
Подпись в правом нижнем углу этого рисунка - не принадлежит Давиду, - как, впрочем, и на самом верхнем рисунке...

Ну и еще несколько отдельных сюжетовCollapse )

Добавим автопортреты Виван Денона - все ли они являются таковыми?
9:58 am
Доминик Виван Денон: авто_портреты (только?)
Как и многие другие художники, Доминик Виван Денон довольно часто рисовал самого себя. Большая часть рисунков, которые я сегодня показываю, подписаны как его автопортреты (к примеру, номер 1), - но не все, и то, что таким образом не подписано, показалось мне на них похожим - и в то же время не совсем...

1. Vivant.denon.par.lui.meme

и ещё шесть портретовCollapse )
Как вы думаете, на всех ли семи рисунках изображен один и тот же человек? Если нет, то где - не-Денон? И кто, в таком случае, это может быть?

(почти все портреты кликабельны; ссылок по понятным причинам на сей раз не даю!)
Friday, May 8th, 2015
11:03 pm
портреты и автопортреты: Франсуа-Жозеф Дюкрё
...не менее интересной загадкой является то, каким образом некоторые из автопортретов Дюкрё стали идентифицировать как портреты Робеспьера... - написала я, заканчивая рассуждения о неизвестном ранее портрете Максимилиана Робеспьера.

Речь прежде всего вот об этом портрете - как он был опубликован в книге Ипполита Бюффенуара (Buffenoire H. Les portraits de Robespierre. Paris: Leroux, 1909)

Plate05.jpg~original

Картина, подписанная как портрет Робеспьера работы Грёза, находилась тогда в коллекции лорда Розбери, однако сам Бюффенуар, публикуя его, выказывает некоторые сомнения относительно персоны на портрете (si c'est bien lui), а Дж.М.Томсон, автор одной из лучших и по сей день биографий Робеспьера (Thompson J.M. Robespierre. T. 1-2. Oxford, 1935), вообще задается вопросом, Робеспьер ли это (but is it Robespierre?). Тем не менее, и по сей день монохромная фотография этого портрета демонстрируется как портрет Робеспьера, украшая в данный момент даже статью в русскоязычной Вики...

Мысль о том, что эта картина на самом деле является автопортретом Франсуа-Жозефа Дюкрё, принадлежит не мне!Collapse )

(UPD 11 мая 2015. Оказывается, еще сто лет назад, в 1913, Луи Откёром было сделано замечание, что это автопортрет Дюкрё, а не портрет Робеспьера:
"Le «portrait de Robespierre» reproduit dans le livre, d’ailleurs fort agréable, de M.C. Mauclair sur Greuze n’est autre que le portrait de Ducreux par lui-même de la collection Ed. André." -
Louis Hautecoeur. Greuze. - Paris: Félix Alcan, 1913.. P. 141, note.
Откёр говорит о книге Camille Mauclair. Jean-Baptiste Greuze. Paris: H. Piazza et Cie, 1905.)

Откуда же тогда - Грёз и Робеспьер?Collapse )

А может - все это просто плод моей фантазии...
Как вы думаете?
12:12 pm
6 мая - десять лет назад...
...это были первые записи в журнале, созданном в связи с открытием сайта-Гостиной.
Сегодня - объединяю их в одну.


Имя его давно уже стало символом, частью мифа, мифом...
И за этим мифом теряется - сам человек...
Но был - Человек.
Какой он был...

6 мая
К этому дню мне хотелось бы поместить здесь три небольших текста - свидетельства современников и историка, принадлежавшего к следующему поколению - как может быть повод для размышлений...

1. Это имя действительно стало символом, знаком, частью мифа... И этот миф начал складываться еще при его жизни, о чем свидетельствует в частности вот это письмо:

Из письма к отцу
Юстус Эрих Боллман, 1769 г. рожд., Гамбург, 4 января 1794 г.Collapse )

2. Баррас – о Робеспьере перед ТермидоромCollapse )

3. Полувеком позднее, в 1847 году, Альфонс де Ламартин такими словами заканчивал свою Историю жирондистовCollapse )
Wednesday, May 6th, 2015
3:22 am
Метаморфозы гравированного портрета...
Решая портретную загадку, которая привела в итоге к открытию неизвестного ранее портрета Максимилиана Робеспьера, я выбирала для сравнения на Галлике и созданном при участии BNF French Revolution Digital Archive среди его гравированных во времена Революции портретов наименее известные, и в то же время наиболее соответствующие достоверным портретным изображениям. Позднее выяснилось, что гравюра Кокере по рисунку Делапласа, позволившая надёжно идентифицировать интересовавший меня рисунок:

btv1b84123089
(это - другой экземпляр той гравюры, также хранящийся в BNF)

- точнее - выяснилось, что репродукция этой гравюры была опубликована в известной книге Ипполита Бюффенуара (Hippolite BUFFENOIRE, Les portraits de Robespierre, Paris, Leroux, 1909), - но в каком жутком качестве!

Plate34.jpg~original

Ничего удивительного, что я всегда воспринимала это изображение как лишь условно портретное...

А далее - обнаруживается, что к гравюре Кокере восходит так или иначе еще целый ряд гравюр!Collapse )

Очевидно, что растущая популярность депутата Национального Собрания Максимилиана Робеспьера делала все более востребованными его портретные изображения, но то ли недостаток мастерства гравёров, то ли какие-то иные причины, - приводили к тому, что вторичные, а то и третичные по отношению к исходному рисунку гравюры делали портретируемого практически неузнаваемым... - Но ведь не случайно же - наиболее близкая к исходной гравюра была выпущена за границей, в Польше! -- А с другой стороны, совершенно неслучайным представляется подавляющее преобладание среди прижизненных портретов Робеспьера - профильных гравюр, очень и очень похожих одна на другую!

(Не даю ссылки на каждое изображение - их нетрудно найти по общим ссылкам в начале поста...)
Monday, May 4th, 2015
8:50 pm
chats et chiens...
С полгода назад я показывала здесь революционных котов Жаклин Бурдийон, трое из которых обладают несомненным портретным сходством с известными историческими персонами. Сегодня - хочу собрать здесь и другие рисунки, картины и коллажи.

Начнем с рисунка Марии Пишвановой:

18

- хоть подписан рисунок "Сибирская и шотландский вислоухий в костюмах эпохи Людовика XVI", этот полосатый фрак настолько знаменит, и выражение лица - настолько характерно, что ошибиться совершенно невозможно, остается лишь гадать, кто эта дама рядом...;)

Откуда у меня эти два коллажа, увы, не скажу, сейчас не нахожу в сети, а ссылку, увы, не сохранила:

215606983 215607115

И в этом же полосатом фраке - совсем другой образ:

RD

Целая серия картин украшает зал Парижского кафе на улице ДагерCollapse )
Friday, February 20th, 2015
8:21 pm
Два актёра - две роли...
Пару лет назад я показывала фото английского актёра Энтона Лессера (Anton Lesser) в роли мистера Мердла из сериала "Крошка Доррит". Это фото было выбрано по той простой причине, что не удалось найти в сети кадра из фильма, в котором этот актёр показался мне очень похожим на другого - одного из лучших исполнителей...

Впрочем, смотрите, вот Энтон Лессер в одном из фильмов британского (BBC) мини-сериала "The Scarlet Pimpernel" (2000; он шел на наших экранах под названием "Багряный Первоцвет", очевидно, чтобы отличать его от американского сериала, который показывали под названием "Алый Первоцвет"). Во второй серии второго сезона Лессер сыграл химика Антуана Пикара, который, в отличие от своего исторического прототипа Антуана Лавуазье, был спасён из-под самой гильотины...

Pimpernel_04_+     Pimpernel_07_+

Pimpernel_10_+     Pimpernel_13_+

А вот и другой! - Кто, как вы думаете?Collapse )
Saturday, January 31st, 2015
3:32 pm
...возвращаясь к портретной загадке...
В начале декабря я показала здесь пятнадцать портретов - двух разных лиц.

Воспроизведу их еще разCollapse )

- дабы не приходилось бегать со страницы на страницу...

Итак дано - первые тринадцать изображений, все, подписаны как портреты Бертрана Барера, и те кто его узнал - совершенно правы! - Опыт оказался поучительным!Collapse )

Ну и гравюры под номерами 11, 12 и 13Collapse )
- выбраны из того, что есть на Галлике по принципу максимального сходства с тем рисунком, который меня интересует (номер 7) - а также с теми двумя малоизвестными портретами Максимилиана Робеспьера (14 и 15 - с той же Галлики), которые были использованы для сравненияCollapse )



На то, до какой степени эта последняя гравюра сходна, в самых мельчайших деталях изображения лица портретируемого, с интересующим меня рисунком, я и сама обратила внимание, лишь вновь и вновь разглядывая таблицу портретов!



А ведь рисунок подписан - смотрите! - Barère!

Между тем гравюры 13 (Барер) и 15 (Робеспьер) выпущены в одной и той же серии - Collection Générale des Portraits de M.M. les Députés à l'Assemblée Nationale tenue à Versailles le 4 Mai 1789!
А это, в свою очередь, означает, что рисунок номер 7 - портрет именно Робеспьера, а вовсе не Барера! - И мы даже знаем, кто его создал - на гравюре номер 15 имеются подписи: Delaplas del. Coqueret sc. - Рисовал Делаплас!
Но насколько же этот рисунок более интересен, чем выполненная на его основе гравюра - с вполне стандартной посадкой в три четверти! - Какая динамика в развороте головы и плеч, в едва намеченных деталях костюма, какое выражение лица!

Хотелось бы узнать, когда и в связи с чем появилась под этим чудесным рисунком подпись с ложной идентификацией... - быть может, после Термидора, когда опасно стало хранить изображения "тирана", а художнику - или новому владельцу рисунка - уничтожать его было жаль... Впрочем, это всего лишь фантазия...
И не менее интересной загадкой является то, каким образом некоторые из автопортретов Дюкрё стали идентифицировать как портреты Робеспьера... - Но об этом как-нибудь в другой раз...
[ << Previous 20 -- Next 20 >> ]
Гостиная Элеоноры Д.   About LiveJournal.com